Автобиография сайта WayTeacher.
- С чего всё началось
- Выбор направления
- Этапы разработки сайта
- Перспективы развития
- Фотогалерея "Рабочие моменты"
Если бы мне ещё месяц назад сказали, что в настоящие дни придётся создавать новый ресурс для ведения дистанционного обучения, обслуживать, заниматься вёрсткой и публикацией уроков, я бы отнёсся к такой новости скептически. Да и с чего бы мне пришлось изобретать велосипед, ведь есть специализированные площадки с необходимым набором функций, обеспечивающих профессиональную поддержку такой формы обучения. Но последующие события, связанные с карантином учебных учреждений России и всеобщим переходом на дистанционный формат обучения внесли свои печальные коррективы в настоящее положение дел.
рабочее место администратора сайта
Чтобы читателю было понятно, какое отношения я имею к подобной теме, представлюсь. Я Дмитрий, разработчик сайта wayteacher.ru. Занимаюсь написанием индивидуальных web решений серверной и клиентской сторон, включая разработку интерфейсов, алгоритмических анализаторов, обработчиков, а также созданием адаптивных дизайн макетов под вышеперечисленные конструкции. Импульс для принятия решения создать этот сайт пришёл от моей мамы, Галины Павловны – учителя математики школы интернат для слабослышащих детей №48 г. Ростова-на-Дону. Теперь по порядку.
О переходе на новый формат администрация школы предупредила за несколько дней. и мама начала готовится к проведению уроков в новом формате на специализированном сайте dnevnik.ru. Я немного консультировал её в сложных переплетениях клиентского интерфейса (сложного для учителя, не обременённого специальными знаниями в области интернет коммуникаций). В принципе проблем не возникло. Немного разобравшись с порядком публикации заданий и ведению диалога с учащимися началась работа по подготовке учебных материалов.
рабочее место учителя Галины Павловны
Всё случилось в первый день работы по новому формату. Начиная с утра 6 апреля сайт dnevnik.ru, не выдержав огромной нагрузки от множественных подключений, немного поикав напоследок, стал недоступен для посещений. Понятно, что его администраторы наверняка предполагали такой поворот событий, но, как всегда, понадеялись на авось, и вуаля, – все остались за бортом. Оперативных решений по исправлению ситуации существует немного, самое верное - увеличить мощность ресурса переносом сайта на более производительный сервер. Но технически это далеко непростая процедура, требует времени, финансовых расходов, правильных организационных решений. Вторым решением в подобной ситуации может послужить разделение нагрузки на множество отдельных ресурсов с общим интерфейсом управления. Но это принципиально другой подход, требующий иного написания программного кода и своей архитектуры взаимодействия всех участников процесса.
И так, 6 апреля учащиеся, а в большей мере учителя, столкнулись в лоб с насущной проблемой поиска технических способов обеспечения двухстороннего диалога. Самым доступным каналом оказался иноземный мессенджер WhatsApp. Оперативно были открыты общешкольный и классные чаты, в которых учителя смогли в авральном режиме наладить некое подобие дистанционного формата обучения.
Мама обратилась ко мне с просьбой найти решение в этой непростой ситуации. Вариантов видилось несколько:
- Ждать включения сервиса «dnevnik.ru»,
- Открыть группу в социальной сети и там публиковать уроки.
- Воспользоваться мессенджером WhatsApp.
- Сделать быстрый сайт на Яндекс и Гугл платформе.
- Создать свой независимый ресурс и выставлять задания там.
- Понятно, что ждать с моря погоды, как и от dnevnik.ru не было времени. Уроки должны идти по расписанию.
- Популярных социальных сетей несколько, а предпочтения учащихся неизвестны. К тому же, социальные сети могут авторитарно заблокировать ресурс без внятных причин, у каждой своя политика и технические возможности. Опасно делать ставку.
- Работа в WhatsApp не вызывала оптимизма, что в дальнейшем явно проявилось (об этом ниже).
- Быстрые сайты на Яндекс или Гугл в принципе могли улучшить положение дел, но функционал на этих платформах в бесплатной версии очень ограничен, как выделяемой клиенту процессорной мощности, так и объёмом серверной памяти, да и нет возможности добавлять свой программный код.
- Оставалось развернуть за 12-15 часов отдельный ресурс минимального уровня, рассчитанный только для публикации уроков. Последнее решение было для меня реально и предполагало дальнейшее развитие, а так же полный контроль над ситуацией.
На тот момент сайт «WayTeacher» уже существовал в сети. Дело в том, что в 2016 году я подарил его маме на Новый год. Это была версия небольшого статейника, который предполагалось в дальнейшем развивать. Но всё откладывалось на потом и к настоящему времени код успел устареть, требовал серьёзного обновления.
Работа началась. За несколько часов был обновлён, переписан и дополнен исполнительный код, реорганизована база данных, загружены новые программные библиотеки. Ещё несколько часов ушло на создания нового адаптивного дизайн макета под основную и мобильную версию сайта. Для ведения быстрого диалога с учениками был установлен онлайн консультант "jivosite"(первые 14 дней позволяет пользоваться ПРО режимом). К ночи ресурс был готов принимать материал к публикации, а 7 апреля материалы уроков и заданий были размещены на страницах. Ссылки на эти страницы рассылались через WhatsApp, а для приёма ответов предлагалось использовать электронную почту и онлайн консультант "jivosite". Но это было только начало пути.
С момента первой публикации сайт перешёл в онлайн режим. Теперь все работы по обслуживанию, модернизации и тестированию должны проводиться незаметно для пользователей. Вести разработку таким методом довольно сложно. От разработчика требуется предельное внимание, чёткое планирование операций в совокупности с поиском самых оптимальных проектных решений.
Помимо прямой работы над доработкой сайта, пришлось стать его непосредственным администратором, так как нагрузка на учителя выросла в разы. Подготовить материал к уроку по предмету математика достаточно трудоёмкая работа. Требуется формировать формулы, графики, таблицы, подборка фрагментов в интернете, вёрстка окончательного файла. Приёмка ответов на проверку выявила ряд недостатко как с технологической стороны задействованных каналов связи, так и в отношении учащихся к самому процессу дистанционного обучения.
Конечно, никто не был готов к переходу на новый формат. Отсутствие чётких регламентированных правил о порядке посещения уроков, форме предоставления заданий и отправляемых на них ответов, временных ограничений на ответ, ненадёжные и неадаптированные под формат дистанционного обучения программно-аппаратные решения, всё это послужило дезорганизации учащихся. Оказавшись в изоляции и в силу вышеперечисленных факторов, они разделились на тех, кто самоорганизовался, не придался панике, и на тех, кто воспользовавшись ситуацией, решил облегчить себе жизнь, отправляя ответы когда угодно и в какой угодно форме (присылали даже на оборванном, скомканном клочке бумаги) вплоть до полного игнорирования уроков и призывов к процессу обучения. Здесь, конечно, многое зависело от поддержки родителей, а так же от классного руководителя. Всё происходило у меня на глазах в режиме реального времени.
Самым дисциплинированным оказался сложный 7 класс, но заинтересованность и ответственность родителей, правильные и быстрые решения вопросов со стороны классного руководителя позволили в кратчайшие сроки организовать пусть и не идеальное, но стабильное посещение уроков и отправку ответов. Вторым, силами классного руководителя, включился 10 класс. В процессе личных переписок и консультаций с некоторыми учениками, подтянулся восьмой. В основном ребята стараются, к настоящему времени полностью адаптировались к новому формату обучения и, в частности, к регламенту получения заданий и отправки ответов на этом сайте. Именно личные переписки, консультации с учениками и родителями позволяли определить, что нужно добавить на сайт для упрощения процесса взаимодействия, повышения эффективности работы как учащегося, так и учителя.
Практически сразу проявились недостатки WhatsAp. и дело не в его недоработках, просто необходимый функционал не предусмотрен. Сам мессенджер привязан к приложению на смартфоне, где память ограничена характеристиками мобильного устройства, а значит быстро заполняется от постоянного притока графики и требует чистки. К тому же, чтобы не пропустить адресное сообщение, приходится постоянно отвлекаться по сигналу, а так как учитель подключён к общим группам, где сообщения льются как из рога изобилия, получается, что только мониторинг эфира забирает львиную часть времени, постоянно отвлекая от основной работы. К тому же проверять ответы по математике и писать рекомендации через экран смартфона как минимум неудобно. Да и ответы, отправляемые учениками, зачастую требовали чуть ли не идентификации по принадлежности как к ученику, так и к теме урока, сиди и гадай: кто прислал, за какой урок. Поэтому, отказ от приёма ответов через WhatsApp был предопределён практически сразу. Как альтернатива был предложен онлайн консультант сайта "jivosite", где те же функции и плюс видно с какой страницы урока задан вопрос, кто задаёт, есть возможность принять и передать файл. Но эта сказка действует только две недели пробного периода, потом за все дополнительные «финчи» нужно платить 750 рублей в месяц. Поэтому стал вопрос о написании удобного загрузчика ответов прямо со страницы урока, а это потянуло разработку смежных функциональных узлов.
К такому решению подтолкнул ещё один немаловажный момент, связанный с получением ответов через электронную почту. Дело в том, что отправка в письме прикреплённых файлов, особенно когда вес письма подходит к критическим значениям, часто заканчивается неудачей. Причём, отправитель даже может не получить оперативную информацию от своего почтового клиента о сбое, ведь загрузка файлов на почтовый сервер во время отправки требует определённого времени. Да и принимающая сторона бывает расценивает такие письма как спам и в лучшем случае отправляет в специальную директорию, а в худшем просто молча удаляет. Это было выявлено в процессе работы с некоторыми учениками, у которых фото сканы доходили иногда до 20 мегабайтного веса. В период повышенных нагрузок в сети интернет такие недоотправки стали провялятся особенно остро. Претензии адресовать некому, потому что учащийся в принципе не виноват, а почтовые сервисы ни за что не отвечают, так как услуга предоставляется на безвозмездной основе. Это обстоятельство лишь усилило необходимость переходить на новый принцип приёма ответов, а почтовый сервис оставить только как информационный канал.
Так была организована регистрация учащихся на сайте по классам и авторизация с помощью логина и пароля. Почти одновременно был разработан и подключён модуль загрузчика файлов ответа с серверной обработкой фото сканов. В случае отправки с мобильного устройства загрузчик имеет функцию фото сканирования, а в десктопном браузере доступно добавить файл для загрузки простым переносом из папки в область отправки. Теперь можно. авторизовавшись на сайте, отправить ответ прямо со страницы урока. На сервере файл анализируется на предмет типа, размера, веса и в случае необходимости преобразуется к оптимальным значениям. Так же принятому файлу присваивается идентификационное имя, которое фиксируется в базе данных за конкретным учеником, фиксируется время сдачи ответа и принадлежность к теме урока. Такое решение полностью исключило возможность недоставки ответа учителю, организовало распределение по темам уроков, открыло возможности по оперативному комментированию, работой над ошибками, повысило эффективность проверки ответов и выставления оценок.
Параллельно происходило написание многофункционального терминала для учителя, где он мог бы контролировать весь процесс от получения, проверки и оценки ответа до ведения индивидуальной работы с учащимися в режиме «работа над ошибками». Всё это к моменту написания поста уже реализовано. Недавно запущен в упрощённом режиме оригинальный модуль e-mail рассылок по шаблонам. Он реализует доставку приглашений к уроку с формированием быстрой ссылки(подробней ниже) на актуальную страницу сайта, отправку рецензий и оценок за ответ, доставку общей и адресной информации для учащихся.
>Ещё одним подводным камнем на пути усовершенствований оказалась типовая регистрация и авторизация на сайте. Честно сказать, претензии были единичны и виной, скорее всего, стало нежелание читать пошаговое руководство, но факт имел место и нужно было найти решение, которое бы исключало этот повод для недовольства. Так возникла идея организовать вход на сайт по «быстрой ссылке» специально сформированной системой индивидуально для каждого ученика. Реализация не вызвала проблем, но заставила создавать модуль почтовых рассылок. На этой базе теперь отсылаются приглашения на урок. Без сомнений, намного удобней, кликнув ссылку в письме, автоматически зайти на урок уже авторизованным. Отпадает необходимость каждый раз вводить свой логин и пароль.
Вот так, в режиме онлайн, без права на ошибку, поэтапно проходит модернизация сайта. Сейчас есть чёткое представление, в каком ключе двигаться дальше. А в планах уже написание модуля «создатель урока» в котором предельно упроститься вёрстка контента, добавиться функционал для заданий тестов, контрольных работ с распределением вариантов. Прогнозируя масштабно, можно организовать многопользовательский режим администрирования для нескольких учителей.
С уважением., разработчик сайта wayteacher.ru, Дмитрий.
Фотогалерея "Рабочие моменты".
Дата публикации: